По итогам прошлого года ноутбуки впервые обошли настольные ПК по
объемам продаж на рынке развивающихся стран Европы, Ближнего Востока и
Африки. Неужели в будущем наступят времена, когда люди откажутся от
громоздких компьютеров в пользу мобильных лэптопов?. Несмотря
на стабильный рост отечественного рынка ноутбуков, нет оснований
предполагать, что в ближайшие годы они смогут серьезно потеснить позиции
настольных ПК. Однако спрос на лэптопы подогревается активностью
ведущих разработчиков полупроводниковых технологий. Большая часть
продаваемых по всему миру мобильных ПК по-прежнему собирается на базе
компонентов от Intel, тогда как позиции AMD, несмотря на слияние с ATI,
существенно ослабли. Что же до сборщиков, то компания Acer, как и в
прошлом году, обошла Lenovo и стала третьим по величине мировым
производителем ноутбуков после Dell и Hewlett-Packard. Свои успехом Acer
обязана новой стратегии распределения продуктовых линеек по двум
ключевым сегментам: бюджетному и развлекательному. Этот ход позволил
компании увеличить свое присутствие на рынке ноутбуков до 14,2%.
Результатом агрессивной инновационной и маркетинговой политики ключевых
игроков рынка станет то, что в 2008 году появится ряд новых мобильных
платформ, на базе которых будут выпущены обновленные линейки ноутбуков
для различных категорий пользователей. А к 2009 году, по данным
аналитической компании IDC, доля лэптопов в общем объеме отгруженных во
всем мире компьютеров значительно возрастет. В
последнее время все чаще пользователи отказываются от настольного ПК в
пользу ноутбуков. Однако происходит это не только потому, что лэптопы
столь же производительны, но при этом компактны и не требуют
специального рабочего места. Дело в том, что для большинства владельцев
ноутбуки - уже не просто инструмент для работы или развлечений, но и
важный аксессуар, подчеркивающий их стиль жизни. Согласно исследованию,
проведенному корпорацией Intel, так считают порядка 74% опрошенных
респондентов в девяти европейских странах (Великобритании, Германии,
Испании, Италии, Польше, России, Франции, Чешской Республике и Швеции).
При этом основной массе покупателей не нужны универсальные устройства:
они точно знают, какие задачи планируют возложить на мобильный ПК.
Именно поэтому ключевой тенденцией на рынке ноутбукостроения становится
персонализация, которая во многом способствует переходу с настольных
компьютеров на лэптопы. К примеру, компания Dell выпускает для своих
мобильных ПК специальные чехлы, позволяющие при желании сменить их
расцветку. Индивидуализм в дизайне является данью моде: в продуктовом
портфеле каждого производителя ноутбуков появляется все больше ярких и
запоминающихся моделей, выделяющихся необычными конструкциями корпусов
или оригинальной цветовой гаммой. Однако этим возможности персонализации
не ограничиваются. В текущем году производители
ноутбуков сфокусируются на узких пользовательских сегментах, представив
модельные ряды, "заточенные" для определенной сферы деятельности. Игровые лэптопы Одной
из самых многочисленных и востребованных группой устройств становится игровой ноутбук . Годовой оборот мирового рынка компьютерных игр достиг
отметки $30 млрд., а, по данным ABI Research, к 2011 году он удвоится.
Поставщики компьютерного оборудования не могут себе позволить
игнорировать столь лакомый куш. На фоне постоянного расширения
ассортимента компьютерных игр, становящихся все более требовательными к
"железу", игровые платформы и технологии для них получили огромный
стимул для ускорения темпов развития. Вместе с тем вычислительные
устройства, позиционирующиеся, в первую очередь, как инструменты для игр
и развлечений, стали более активно проникать во многие продуктовые
сегменты. Рынок наводнился игровыми настольными ПК, игровыми
приставками, игровыми комплектующими, и даже игровыми сотовыми
телефонами и MP3-плеерами. Не миновала сия чаша и сегмент ноутбуков.
Сегодня, помимо традиционных производителей портативных ПК, все чаще
создающих продукты, ориентированные специально на любителей игр, на этом
рынке с успехом действуют и специализированные компании, делающие
основную ставку на производство "экстремальных" геймерских ПК и
ноутбуков. Например, Alienware, Falcon NW, Hypersonic и Voodoo
Computers. Правда, последние две уже выкуплены более именитыми гигантами
компьютерной индустрии (думается, тоже не случайно): в прошлом году
Hypersonic стала приобретением OCZ Technology Group, а Voodoo Computers
досталась HP. О расширении линеек портативных ПК,
ориентированных на геймеров, сообщили все ведущие игроки рынка. В
частности, китайская фирма Lenovo вот-вот начнет поставки мультимедийных
ноутбуков IdeaPad Y710, а компания Dell готовит к выпуску обновление
популярной серии лэптопов Dell XPS, в которой появятся устройства на
базе "экстремальных" процессоров от Intel. Современные игровые ноутбуки
характеризуются наличием широкоформатных дисплеев с высоким разрешением
(до 1920x1200), мощных дискретных видеокарт последнего поколения,
современной звуковой системы, а также большим объемом оперативной памяти
(от 2 до 4 Гбайт) и жесткими дисками емкостью от 200 Гбайт. Наряду с
широкими коммуникационными возможностями эти устройства оснащаются
интегрированными средствами для видеочата (микрофонами и веб-камерами).
Помимо игр такие модели активно используются для просмотра фильмов с
многоканальным звуком, прослушивания музыки и прочих мультимедийных
задач. В своей способности воспроизводить мультимедийные файлы
современные игровые лэптопы уже ничем не уступают мощным настольным ПК.
Одним из новшеств последнего времени стала реализация в мобильных
устройствах технологии Blu-Ray. Корпоративный сегмент Не
менее востребованной нишей является сегмент так называемых
корпоративных или бизнес-ноутбуков. Их отличия от продуктов для домашних
пользователей сводятся к расширенным функциям безопасности, полному
арсеналу средств проводной и беспроводной связи, а также аппаратной
оптимизации для работы с бизнес-приложениями. В частности, именно для
многочисленной группы корпоративных пользователей по-прежнему
выпускаются устройства с матовыми дисплеями, обладающими соотношением
сторон 4:3. Бизнес-ноутбуки, как следует из самого названия,
предназначены для деловых пользователей, которые много времени проводят в
командировках. Поэтому такие устройства характеризуются существенно
более продолжительным по сравнению с игровыми ноутбуками временем
автономной работы, удобными для набора текста клавиатурами, а также
менее крупными габаритами и скромным весом. Сегодня
корпоративный сегмент является одним из главных потребителей высоких
технологий, а потому львиная доля современных устройств создается
специально для нужд данного класса заказчиков. Любопытно, что первое
устройство в мире, которое с некоторыми оговорками можно было назвать
"ноутбуком", появилось даже раньше персонального настольного компьютера.
В конце шестидесятых годов прошлого века Алан Кей, исследователь Xerox
Palo Alto Research Center, сформулировал концепцию "компьютера будущего"
- dynabook, а уже спустя десятилетие эту идею развил и воплотил в жизнь
сотрудник Grid Systems Вильям Моргридж. Grid Compass был создан им по
заказу NASA и представлял собой ультракомпактный по тем временам
вычислительный агрегат с люминесцентным экраном, процессором Intel 8086 с
частотой 8 МГц и памятью 340 Кбайт, который использовался в программе
Space Shuttle. Недостатком являлось отсутствие возможности автономной
работы. В начале восьмидесятых годов инженер Адам Осборн исправил это,
спроектировав свой Osborne-1 с учетом минусов Grid Compass специально
для работы в поездках. Спустя еще несколько лет корпорация IBM
представила собственное видение концепции портативного ПК, в результате
чего ноутбуки обрели привычный сегодня каждому потребителю облик. Прочные и надежные Согласно
исследованию компании Technology Business Research, причиной более 50%
поломок мобильных ПК являются механические повреждения, например,
падения или сильные встряски, тогда как в 20% случаев ноутбуки выходят
из строя из-за попадания жидкости. Причем с такими проблемами
большинство пользователей сталкивается в первый же месяц работы. Любая
поломка ноутбука повлечет за собой несоизмеримо большие затраты. Именно
поэтому на рынке существует особый класс защищенных устройств,
предназначенных для эксплуатации в экстремальных условиях. В
последние несколько лет защищенные ноутбуки, обладающие
водонепроницаемой и противоударной конструкцией, защитой от вибрации и
механических повреждений и другими особыми свойствами, становятся все
более популярны. По данным аналитической компании Venture Development
мировой рынок защищенных мобильных устройств демонстрирует неуклонный
рост: за последние четыре года его объем в денежном выражении увеличился
более чем в полтора раза, достигнув $4,81 млрд. (против $2,97 млрд, в
2003 году). Аналитики посчитали вместе продажи любых защищенных
гаджетов, начиная от сотовых телефонов и заканчивая ноутбуками. При этом
на долю лэптопов приходится около $1,2 млрд. По предварительной оценке
IMS Research, за прошедший год в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке
продажи таких устройств составили около 880 млн евро. Условно
все защищенные ноутбуки делятся на два класса: полностью защищенные
(fully rugged) и полузащищенные устройства (semi-rugged). К первому
классу относятся устройства, обладающие максимально возможным набором
защитных функций и соответствующие наиболее строгим стандартам защиты.
Стандарты в области защиты ноутбуков обновляются чрезвычайно редко:
среди наиболее распространенных стоит отметить IP (но не тот, который
Internet Protocol, а Ingress Protection), принятый комиссией
International Electrotechnical Commission и определяющий способность
техники противостоять проникновению твердых или жидких тел. Не менее
популярен стандарт NEMA (National Electrical Manufacturer Association),
характеризующий особенности окружающей среды, в которых может работать
ноутбук. Кроме того, существует группа военных стандартов, предъявляющих
жесткие комплексные требования к защищенным мобильным устройствам. В
России к таким стандартам относится MIL-STD 810F (Military Standart),
принятый в 2000 году. В нем прописано несколько секций, каждая из
которых определяет параметры устойчивости устройства к тем или иным
видам внешних воздействий. Полностью защищенные ноутбуки отличаются
внушительными габаритами и весом. Они могут пригодиться тем, чья работа
или повседневная деятельность связана с определенными рисками. В
так называемых полузащищенных ноутбуках присутствуют лишь отдельные
элементы защиты (например, укрепленная крышка корпуса, отводы для
жидкости, защита жесткого диска и т.д.). Такие ноутбуки не предназначены
для экстремального использования, скорее они просто более надежны по
сравнению с обычными лэптопами. Раньше было принято считать, что
защищенные устройства востребованы в тех областях, которые нуждаются в
надежной и безотказной технике: телекоммуникации, медицина, добывающая
промышленность и производство, охрана правопорядка и т.п. Однако с
каждым годом спрос на надежные мобильные ПК растет и со стороны обычных
офисных работников и домашних пользователей. Именно для этой категории
потребителей были выпущены менее дорогие полузащищенные лэптопы. Их
можно рекомендовать всем, кто по долгу службы большее время проводит в
разъездах и командировках, но при этом не мыслит свою работу без
ноутбука. Также к мобильным ПК с элементами защиты стоит присмотреться в
том случае, если пользователь просто планирует активно перемещать
ноутбук с места на место (иногда даже незначительного удара бывает
достаточно для того, чтобы обычный ноутбук превратился в бесполезный и
безжизненный агрегат). На рынке лэптопов повышенной
прочности представлены практически все форматы портативных ПК: от UMPC и
субноутбуков до высокопроизводительных систем, способных заменить
настольный компьютер. На сегодняшний день подобные устройства выпускают
как зарубежные, так и отечественные производители, однако их круг, в
отличие от рынка обычных ноутбуков, существенно уже: по всему миру
насчитывается не многим более 50 поставщиков защищенных мобильных
устройств. Исторически мировым лидером в данной области является
компания Panasonic со своей линейкой лэптопов Toughbook. Помимо
некоторых специализированных поставщиков защищенных ноутбуков на
российском рынке можно встретить продукты данного класса от Dell и
DESTEN. Ноутбуки в миниатюре Еще одной
тенденцией, которая непременно получит развитие в текущем году, стало
очередное повышения спроса на продукты, обладающие повышенной
портативностью. Стремление многих пользователей приобретать как можно
более компактные и легкие вычислительные устройства продиктованы
динамичным образом жизни. В ближайшее время лэптопы будут постепенно
переходить на более тонкие и легкие форм-факторы. В авангарде этого
процесса находятся так называемые ультрамобильные ПК (Ultra-Mobile PC,
UMPC). По данным аналитической компании In-Stat, сегмент UMPC
стремительно эволюционирует, превращаясь из узкой ниши в обособленный
рынок универсальных персональных вычислительных устройств. В отличие от
своих предшественников (КПК и смартфонов), UMPC работают под управлением
полнофункциональной операционной системы Microsoft Windows для
настольных ПК, а также поддерживают большинство настольных приложений.
По мнению аналитиков In-Stat, к 2011 году мировой рынок UMPC в штучном
исчислении составит порядка 8 миллионов устройств. Подтверждением
данного прогноза является активность со стороны ведущих игроков
IT-индустрии. В частности, это новое для себя направление недавно начала
осваивать компания HTC. Ее первой пробой пера на поприще
ультрамобильных компьютеров стал HTC Shift X9500, который помимо
процессора VIA с тактовой частотой 1,2 ГГц, гигабайта оперативной памяти
и жесткого диска объемом 30 Гбайт имеет встроенный модуль для работы в
сетях Wi-Fi, GSM, UMTS, HSDPA и EDGE. Устройство оснащено цветным
сенсорным дисплеем с диагональю 7 дюймов и максимальным разрешением
800x480. Ну а безусловным фаворитом данного сегмента является компания
Samsung Electronics, которая анонсировала выпуск очередной модели UMPC -
Samsung Deluxe MIT SPH-P9200. Он построен на базе мобильного процессора
VIA C7-M, обладает оперативной памятью DDR2 объемом 512Mb и
30-гигабайтным жестким диском, однако, по сравнению с предыдущими UMPC
от Samsung, диагональ встроенного сенсорного дисплея новинки значительно
уменьшилась -теперь она составляет лишь 5 дюймов. Уверенная поступь Santa Rosa Главным
событием прошлого года, определившим дальнейший вектор развития рынка
мобильных решений, стал выпуск мобильной платформы Santa Rosa,
фактически представляющей собой симбиоз Intel Centrino Pro и Intel
Centrino Duo. Ее появление удачно совпало с выходом в массы операционной
системы Microsoft Windows Vista, предъявляющей существенно более
высокие требования к производительности вычислительных устройств. Но не
успели пользователи обзавестись новыми мощными и прогрессивными
ноутбуками, как корпорация Intel поспешила представить очередное
обновление мобильного гардероба. В январе, в ходе международной выставки
бытовой электроники Consumer Electronic Show (CES-2008) в Лас-Вегасе
были продемонстрированы 16 новых процессоров на основе ядра Penryn,
выполненного по новой 45-нм технологии. Из них пять чипов ориентированы
именно на лэптопы и включают в себя поддержку ряда ноу-хау (таких как
технология Deep Power Down, которая снижает энергопотребление процессора
в моменты простоя мобильного ПК, или технология Intel HD Boost с новым
набором инструкций Intel Streaming SIMD Extensions 4 для ускорения
обработки видео высокой четкости). Новые процессоры легли в основу
следующего поколения платформы Intel Centrino Duo, получившей кодовое
название Santa Rosa Refresh и призванной объединить в одном мобильном
устройстве все функции домашней развлекательной системы (от
воспроизведения фильмов и музыки до просмотра фотографий и запуска
современных игр). Не случайно новая редакция Santa Rosa получила ряд
функций, "заточенных" под обработку цифрового контента (включая декодер,
обеспечивающий поддержку форматов HD DVD и Blu-Ray). Кроме того, эта
платформа включает в себя обновленный интегрированный видеочип с
улучшенными графическими возможностями, а также поддержку беспроводного
адаптера Intel Next-Gen Wireless-N (IEEE 802.11n). В Россию первые
лэптопы на базе Santa Rosa Refresh завезли компании Acer и Toshiba. В
частности, на прилавках компьютерных магазинов появились модели серии
Acer Aspire 2920, построенные на базе процессоров Intel Core 2Duo T9300,
которые на сегодняшний день являются самыми мощными из всех доступных
чипов на ядре Penryn. Кроме того, Aspire 2920 стал первым
ультракомпактным мультимедийным ноутбуком Acer, в котором реализован
эксклюзивный дизайн Gemstone. В продуктовом портфеле Toshiba произошли
обновления: "рефрешу" подверглись портативный 13-дюймовый Toshiba
Satellite U300 и мощный игровой 17-дюймовый Toshiba Satellite X200. Несмотря
на всю привлекательность новых продуктов, эксперты не рекомендуют
спешить с их приобретением. По слухам, уже в первом квартале текущего
года Intel планирует выпустить на базе 45-нанометрового ядра Penryn
новые "экстремальные" мобильные процессоры серии Intel X9000 Extreme
Edition, которые будут работать на частоте 2,8 ГГц, обладать кэш-памятью
второго уровня объемом 6 Мбайт и поддерживать системную шину 800 МГц.
Также во второй половине года Intel планирует представить новую
платформу для недорогих ноутбуков. Пока что она носит кодовое название
Intel Shelton и ориентирована на компактные системы, оснащенные 7 или
8-дюймовыми дисплеями и флэш-памятью вместо жестких дисков. В ее состав
войдут одноядерные процессоры Diamondville (с тактовой частотой 1,6
ГГц), а также чипсет 945GSE со встроенным графическим ядром и модуль
беспроводной связи 802.11g. С выходом Intel Shelton должна до предела
обостриться конкуренция в сегменте дешевых массовых ноутбуков. В
настоящий момент в этой нише практически безраздельно властвует ASUS с
линейкой мини-лэптопов ASUS Eee PC стоимостью $300-500. Российский рынок
пока что остается, в некоторым смысле, обделенным, поскольку этот
продукт все еще не доступен отечественным пользователям, однако его
"завоз" ожидается уже весной текущего года.
|